Помнится, как-то раз, один умудренный тяжким опытом лич предупреждал юную и любопытную Белку не смотрнеть КЮ под названием "Груз 200". Любопытство все же оказалось сильнее предупреждений, но впоследствии Белка и сама признала, что я был прав насчет этого "шедевра". На этот раз я призвал из забвения сию тень лишь для того, чтобы напомнить о снявшем ее режисере: некто А. Балабанов. Из достоверных источников стало известно, что "Груз 200" - не случайность, а именно то, что сей товарищ считает "правильным кино".
И вот, сравнительно недавно я узнал, что будет снят фильм по автобиографическим рассказам Булгакова - "Запискам молодого врача" и "Морфии". Я обрадовался. А потом увидел фамилию режисера и ужаснулся... Несмотря на то, что рецензии подтверждали мои опасения, я
должен был убедиться сам. Ну, на этот раз промашка вышла: это вовсе даже не ужас-ужас, это просто большой "пшик" или еще проще - пустышка. Балабанов на пару с неким Бодровым-младшим (не путать с Виталием Бодровым, автором "Крови Титанов!") были так заняты тем, чтобы оставить как можно меньше от Булгакова, что даже чернухи навтыкали не так уж и много и даже как-то без особого энтузиазма. Нет, чернуха, порнуха и прочий "натурализьмЪ" имеет место быть и все так же поражеет своей бессмысленностью. Вот захотелось Балабанову показать голую жопу дохлого мужика - и он ее таки показал, пофиг, что у Булгакова ни жопы, ни даже мужика не было, и сам разговор, который доктор с фельдшером на ее фоне ведут ни к селу, ни к городу. Но вот захотелось - и все! "'Couse I Can!"(c) Warlock Richard. Точно так же и минетом, и с остальным. Собственно говоря, от Булгакова остались только имена и отдельные, полностью выхощенные эпизоды. Так что, любителям Булгакова смотреть противопоказано. Остальным же просто незачем. Несмотря на огромные усилия по борьбе с авторским текстом, избавиться от основного посыла, что наркотики - это плохо, не удалось. Но в остальном, очередной балабановский "шедеврЪ" тщательно лишен малейших проблесков смысла.
Ладно, если уж аффтару так хочется снимать фильмы из жизни копрофагов - флаг ему в руки, барабан на шею и поезд навстречу. Но вот тянуть свои кривые ручки к хорошим книгам... Поэтому, господа, дружно скажем: аффтар, убей сибя апстену веником!
Upd:
Чтобы люди, прочитавшей мой негативный, но слегка абстрактный отзыв не пытались посмотреть это сами, добавлю конкретики. Внимание, придираюсь!Чтобы люди, прочитавшей мой негативный, но слегка абстрактный отзыв не пытались посмотреть это сами, добавлю конкретики. Внимание, придираюсь! Первые две-три минуты ничего плохого не происходит. Ну заставка там, поезд. А потом появляется ГГ. Сугубое ИМХО - растянутый на дыбе потный Гарри. Первым звоночком, похоронившим робкую надежду "А вдруг Балабанов не полный извращенец? Вдруг пожалеет классику?", стали очки у ГГ. А ведь как же он бедолага жаловался у Булгакова, что дескать из-за отличного зрения не может носить очки и тем самым добавлять себе солидности... Добрый Балабанов очки ему тут же и выдал. Собственно, очки - что? Мелочь. И решительно ничего не значат, кроме одного: режисер со сценаристом объявили священную войну авторскому тексту. Ибо ваистену!(с). И вот, приехал наш Гарри на место службы, правда не ранней осенью, а в разгар зимы, но это уже совсем мелочи, серьезно. А вот как его встретил медперсонал - показательно. По книге - уважительно, доктор ведь, но все же с иронией и точно с чувством собственного достоинства - перед ними вчерашний студент, а они тут уже который год, да и с Лепонтий Лепонтиевичем всяческие виды видывали. По фильму же - аж стелятся какой-то лакейской угодливостью. "Не верю!"(с). Про то, что все разговоры идут не по тексту, а по мотивам я молчу. Ибо. Далее, первый случай это не ампутация, и не трахеотомия, а кокай-то непонятный мужик, который вдруг помирать стал. То ли у бедолаги пена пошла, то ли тошнило его, я не разобрал. Но ГГ мужественно стал делать исскуственное дыхание рот-в-рот каждый раз сплевывая. НатурализЬмъ-с! Прибежал фельдшер и стал делать вид, что помогает. Ну опять-таки, "Не верю!". Похоже, снимали дубля так со сто тридцать пятого и в голове у фельдшера болталась одна мысль - пойти и напиться в хлам. Ну да ладно, помер мужик - и Тьма с ним. Дальше нам показывают такую сцену: на лавке, зачем-то боком, лежит, пардон, жопой к зрителю глое тело, надо понимать того самого мужика, и на его фоне ГГ и фельдшер ведут интеллектуальную беседу о пользе аутопсии и невежестве крестьян. Никаких причин ни для этой беседы, ни для наличия этого дохлого (а хотябы и живого) тела, с которого уже спроворились содрать одежонку, нет. Но так хоцца эпатировать зрителя... Далее следует первый укол морфия. С чего вдруг ГГ решил ширнуться - зритель должен домысливать сам. Наверное, патамушта гладиолус. Чтобы зритель таки не забыл, что про какого-то там Булгакова режисер что-то слышал, дальше события разворачиваются по "Крещению поворотом". Привезли роженицу, дохтур сбегал на квартиру, полистал справочник, тяпнул водочки и ребеночка извлек. И чего там этот Булгаков бумагу переводил, рассусоливал чего-то там - совершенно неясно. Нет, я понимаю, экранизировать дневниковые записи - это очень и очень непросто. Все то, что автору сравнительно просто передать словами от первого лица трудно показать средствами кино. Но если постараться - вполне даже можно. И вообще, "уби нил валес, уби нил велис"(с). Здесь небыло даже и попыток. Дальше - страньше. ГГ еще раз ширнулся и из Никольского, где есть своя больница, к нашему ГГ приезжает полковничья вдова с откровенно, пардон, блядскими замашками. И они немедля воссоединяются на полу в бурном сексе с риском загнать кучу заноз )). Потом, надо понимать продолжили и продолжали бы еще, если б не привезли девушку с измолотой ногой ("Полотенце с петухом"). Дохтур вылез из-под бока любвеобильной вдовушки и отпилял ногу. А чего тут рассусоливать? Потом долго уламывал Анну Николаевну сделать еще укол, чего и добился. Тут надо сказать еще и за нее. Я не знаю, чем так приглянулась Балабанову эта Ингеборга Дапкунайте, но видимо именно в честь того, что она очччень хорошшшо забббылллааа кааак говооориттть по русскииии, медсестру сделали немкой. Забавно, хм? Дальше Балабанов вспомнил о рассказе "Вьюга". Правда, сцену с купанием режисер уже попользовал много раньше, чтоб дать Аннушке похихикать над голым доктором, так что ехать пришлось просто так, днем. Зато в доме агронома из ночных кошмаров сценариста материализовался фельдшер доктора Бомгарда, чью роль в сюжете переоценить невозможно, да. А доктора сценарист, огромным волевым усилием все же загнал в небытие - убил. И этот самый фельдшер с какого-то перепою увязался с ними. Ну и понятное дело, ни в какую больницу они не вернулись - это было бы скучно. А вовсе даже приехали к какому-то барину, где уже обреталась та самая вдовушка. Дальше состоялся жутко бестолковый и фальшивый разговор на политическую тему и доктор пошел "обниматься с белым другом", что было заснято весьма впечетляюще, после пронаблюдал как справляет нужду хозяйская дочка, ширнулся и отодрал вдовушку. По призду повалялся в отходняке и стал уламывать Аннушку сделать еще морфию. И уломал-таки, чертяка языкастый! А заодно, приныкал бутылочку раствора, подменив его какой-то дрянью. После постебался над бабкой в духе Хауса и отодрал Аннушку. Аннушка обрадовалась и тоже решила по этому поводу ширнуться. И ширнулась, ясное дело. ГГ смотался в город докупить морфию и поцапался ради дозы с тем самым фельдшером невинно убиенного доктора Бомгарда. Дальше идет сцена купания медсестер в бадье, непонятно почему не переросшая в лесбийские игрища. Какое упущение! Что могло так затмнить Балабановский гм, хм, разум? Коллективное ширяние ГГ и Аннушки на сон грядущий. И вот, наконец, "Стальное горло". Правда Лидке тут уже не три годика, а пожалуй все тринадцать или поболее, но тогда было бы не интересно раздевать ее до пояса, чтобы посмотреть на горло. Хотя, все равно не интересно. Надо было бы чтобы ГГ и ее отодрал, глядишь горло от такой прочистки само бы прошло. Или мать. Или бабку. Или устроить кучкове пойобысько для всех присутствующих... Эх, какой материал пропал! Ну, пропал так пропал. Ширнулся доктор и сделал все даже ухом не моргнув, как в лучших госпиталях Принстон-Плейнсборо. На следующий день ГГ спроваживает хромоножку, ухитрившись предложением дать адресс протезной мастерской ввести в ступор и себя, и ее. И да, в отличии от книжного ибиота-бессеребряника, ни продуктами, ни коровой ГГ не побрезговал. А потом идет шикарная сцена с минетом: вдовушка, стоя на четвереньках отсасывает у ГГ, тот задумчиво смотрит в окно, видит свою Аннушку, и так ему от этого поплохело, что он даже не закончив "физиотерапевтические процедуры" выскочил в сосетнюю комнату поблевать в тазик, от чего вдовушка малость прибалдела - такой реакции на свои старания она явно не ожидала. Среди ночи привозят того самого барина с дочкой, усадьбу которых пожгли, надо понимать, злые большевики. Но так как ГГ сам выюзал весь бякодин, а вместо него насыпал непойми чего, то пациенты благополучно померли от болевого шока. Ну, видать звездограмма у них была такая, с разрываом. Все равно б не выжили с такими ожогами при таких условиях, да. ГГ воспринял это очень близко к сердцу, но лечиться от морфинизма все же не надумал. Еще бы, подруги, которая бы его заставила-то нету. Сама наркоманка. И тут приезжает все тот же фельдшер, вернуть взятый в долг морфий. Аннушка на него огрызается, а потом, вот уж воистину у нарков нестандартная логика, ГГ решает ехать лечиьтся. Какое-то время нам демонстрируют натурализЬмъ на примере уездной лечебницы, где ГГ втихаря глушит водку. Потом водка кончается, и ГГ изобретает гениальный план побега: когда на улице Революционные Матросы и Солдаты мочат Реакционное Офицерье, ГГ, высунувшись из форточки, орет "Порублю, падлы!". Падлы, правда, обиделись, и решили дать не по рублю, а по морде. ГГ от них сдрапал, прихватив свой саквояж и больничный морфий. На улице встретил дошедшую до совершенно бомжеватого состояния Аннушку, но большой и чистой любви у них не вышло - переквалифицировавшийся в управдомы красные комиссары фельдшер решил ГГ зачем-то заарестовать. А ГГ его застрелил нафиг. Ибо нефиг. После чего сдрапал, застрелив кажись еще кого-то по дороге. Аннушка быстренько обшмонала несостоявшегося большевика и изъяла две солидных бутыли, надо полагать с морфием, после чего ушла счастливая. Потом ГГ ныкался в кузне, откуда его погнал в конце концов кузнец, потом в церкви, но когда ему батюшка какой-то половичек на голову положил (пардон, обрядов не знаю ;() слинял и отсюда, наконец просочился в кино, ширнулся и так его проперло и заколбасило, что он аж и застрелился со смеху. Сосед по лавочке мозги разбрызганые с рожи вытер, пожал плечами и стал дальше ржать над фильмом. Конец типа.
И еще одно забавное наблюдение:
Если кто помнит, по книге доктор Поляков пробовал заменить морфий кокаином, после чего заклинал потенциальных читателей дневника не повторять его глупость, потому что "кокакин - черт в склянке". Несмотря на то, что в фильм вошло многое, пусть и извращенное до тошноты, но этот эпизод отсутствует. Ну еще бы.Кто будет в наше время ширятся морфием? Нет таких идиотов. А вот на коксе люди до сих пор бабки срубают. И портить им заработок как-то неудобно. Могут и не понять. Хек. Хек. Хек.
Все таки русское "кино", пока можно писать только в кавычках...